понедельник, октября 19, 2009

Persons Case - а не оттуда ли длинные ноги феминизма?!

Окзывается вчера, 18 октября, было ровно 80 лет, как женщину в Канаде стали вообще считать за человека. Удивлены? Согласна, форменное безобразие. Поясню...

"Знаменитая пятерка" или "отважная пятерка" (The Famous Five, The Valiant Five) - пять канадских женщин родом из Калгари - в 1927 году задали Верховному суду Канады вопрос: "В Конституции Канады (British North America Act, 1867) под словом "личность" подразумевается ли в том числе личность женского пола?!?". Этим вопросом отважные дамы и положили начало громкому делу под названием Дело Личности (Persons Case), являющимся знаковым, можно сказать поворотным моментом, в истории Канады .

80 лет назад женщины не могли быть членами Сената, т.к. согласно Конституции (точнее ее части British North America Act) женщины не считались личностью. Британское законодательство определяло, что женщины годны только для страданий (и родовых мук) и наказаний, без прав и привелегий " ["only eligible for pains and penalties, not rights and privileges"]!

Знаменитая пятерка выставила возражения против закона в Верховный суд Канады. И что вы думаете, их возражения были отклонены. Они не сдались и подали аппеляцию в Судебный комитет Тайного совета (Judicial Committee of the British Privy Council - высшая судебная инстанция стран Британского Содружества). И там уже они выиграли это дело ровно 80 лет назад  - 18 октября 1929.

Дело Личности (Persons case) было знаковым для Канады, поскольку женщина конституционно была объявлена Личностью, могла принимать активное и полное участие в публичной жизни канадского общества и имела все те же самые права, что и мужчины, в том числе и относительно государственной и политической власти, т.е. женщины теперь наконец-таки могли быть членами Сената.

Женщинами "отважной пятерки" были (имена переводить не буду, т.к. некорректно выйдет): Emily Murphy - активист-защитник прав женщин, юрист и писатель; Louise Crummy McKinney - первая женщина, выбранная в правительство Канады; Irene Parlby - адвокат сельских женщин и первая женщина член Совета министров; Henrietta Muir Edwards - активист-защитник прав женщин и соучредитель Викторианского ордена медсестер; Nellie McClung - сторонник предоставления избирательного права женщин, писатель и член Законодательного собрания Альберты.

В Калгари, Альберта пионерам борьбы за права женщин был установлен монумент, копия которого по достоверным источникам находится еще и в столице Канады, Оттаве.



Интересно, но ни одна из этих женщин при своей жизни так и не получила титул сенатора, за право обладания которым женщинами они так боролись. И вот накануне 80-й годовщины такого события, в начале октября 2009, все пятеро были посмертно удостоены звания Почетный Сенатор. Грант Мичел (Grant Mitchell), нынешний сенатор Альберты, даже прокомментировал, что первый раз в канадской истории такой титут дается посмертно.

---------------------------------------------------------------
Вот откуда, оказывается, из какой истории растут длинные ноги канадского феминизма. Для живущих в Канаде десятки лет, а то и всю жизнь, может и не так бросается в глаза назойливая тема прав женщин, но для меня, 10-ти месячного резидента, борцы за права женщин кажутся просто наступательно-агрессивными и подогревающими эту тему излишне. Хотя, казалось бы, мне как женщине, должно было бы это нравиться.

Вот некоммерческая организация Famous 5 Foundation, после признания великой пятерки Почетными Сенаторами прокомментировала, что признают этот факт величайшим историческим подарком всем женщинам, ОДНАКО (не расслабляйтесь) "женщины по-прежнему повсеместно подвержены домашнему насилию, несут тяжкую долю непропорцианально великой нужды, и женщины все еще зарабатывают в среднем на 30 % меньше, чем мужчины. И это все фундаментальные вопросы, которые по-прежнему должны быть поставлены перед современным обществом!"

Тема домашнего насилия (domestic violence) - больная тема местного общества, которой уделяется трепетное и повышенное внимание. Причем под domestic violence понимается не только физическое насилие, но и моральное или же душевное, например, грубые слова или шутки в присутствии друзей, обвинения в том, что ты делаешь что-то не так или вовсе не делаешь, командование и раздача приказаний, запугивания и угрозы в твой адрес, деморализация твоего душевного состояния и всяческое разрушение личности всеми известными и неизвестными способами. Вот такой вот плакатик в одной из общественных женских уборных призывал меня обратиться "куда надо", если мой партнер проявляет признаки вышеназванного, и тогда его, видимо, заберут "куда надо" и объяснят "что надо".


Кстати, кто-нибудь знает, что происходит, когда звонишь вот по таким вот телефонам? Из плакатика, кстати, узнала, что если партнер, свечи там зажег по всей квартире, шампусика открыл и клубничку уже смачно заливает сливками и вообще имеет "планы на вечер", а у тебя как назло "голова болит" и вообще ты не в духе, а партнер продолжает и продолжает настаивать, запихивая в тебя клубнику, то тоже можешь прямо-таки уже начинать набирать вышеуказанный номерочек, что типа принуждают к близости и все такое. Так что, берегитесь мужчины канадских дамочек!

Чего еще на эту тему могу припомнить. Очень популярны в Канаде центры всесторонней помощи женщинам.  Вот я, еще живя в Монреале, решила я вступить в организацию Женщины Монреаля (Сentre des femmes de Montreal), об уставных целях и задачах которой без труда можно догадаться  (кто не догадался, идите на сайт на французском). Моей же целью было расширение разговорной французской практики через посещение бесплатных курсов французского, бесплатных кружков разной направленности, ну и конечно же нахождение франкоговорящих подружек. Нетрудно догадаться, что ВСЕ члены и наемные работники этой организации - только женщины (мужчинам вход строго запрещен). Так вот на первичной встрече с личным консультантом, которого мне назначили сразу же после переступания порога заведения, этот же консультант и спросил у меня, нужна ли мне заверенная бумага, подтверждающая, что с часа Х по час Y я была по адресу такому-то в организации такой-то и разговаривала с тем-то. Я искренне удивилась, в непонимании широко раскрыв глаза, и недоумевая, к чему мне эта бумага, уставилась на консультанта... Ну как же, чтоб муж не подумал чай чего плохого в период вашего отсутствия дома, вот вам подтверждающий документик... "и тишина и мертвые с косами стоят"... Зря отказалась от документика - любопытно так, что ж они там пишут-то.

Второй раз я была сконфужена в этой организации при заполнении анкеты на членство (напомню: члены организации только женщины). На типичный вопрос любой анкеты "Замужем?" ставлю галку "угу". Следующий вопрос: "Если да, то поставьте галочку, ваш супруг male или female [мужчина или женщина]?!"  Хм... а можно "звонок другу"?!

Еще один момент, находясь в активном поиске работы, я заполнила уже умопомрачительное количество он-лайн анкет при подаче резюме на конкретные вакансии. Очень популярный вопрос, считаете ли вы себя visible minority?! Visible minority - это наверно второй по популярности термин после domestic violence и означает, для непросвященных, "видимое меньшинство". Обычно под меньшинством в этом случае понимают национальное меньшинство - людей с "не белым" цветом кожи или коренных жителей Канады. Как же я удивилась, когда в очередной анкете меня спросили, считаете ли вы себя меньшинством. Да нет, вроде (ставлю галочку). Ну все равно поясните нам, может быть Вы индеец? Да нет же! Ну тогда может быть вы  женщина?!...... Ну вот, дожили, уже и женщины стали visible minority!!

Ну и напоследок вам "контрольный выстрел в голову" полочки книжного магазина в Ванкувере, заснятые намедни при поиске, чего бы такого интересненького почитать (сорри за качество, но под рукой был только телефон). Сама удивилась многообразию и разнообразию -  аж целых две полки там было вот с такой литературой:





P.S. В топике использовались материалы из VancouverSun и Wikipedia.

5 коммент.:

Наталья комментирует...

Класс! Как всегда, очень здорово написано - прочтение вызывает массу положительных эмоций. :-)
По теме. Если честно, была удивлена, что женщина стала личностю в Канаде только 80 лет назад. Дикость-то какая!

YaniQC комментирует...

Привет

Оль, у тебя есть возможность приютить на время Олимпиады 1-2-3 человек? Речь идёт о сроке 10-11 дней. За деньги. Русскоязычные.

Если нет, то кого посоветуешь?
У лагунки сейчас тоже схожу спрошу.

Non комментирует...

Кстати, дело Отважной Пятерки получило очень громкую огласку. Это был один из редчайших случаев 20 века, когда вопрос принципиальной важности решался не в Канаде, а в Лондоне (британском Лондоне, а не Канадском). Ходят слухи, что королевская семья очень активно негласно поддерживала тезис Женщина - человек, иначе бы англичане не пошли поперек Верховному канадскому суду.

Между прочим, Квебек тогда отказался признать решение. Женщина до 1940 считалась еще нечеловеком. А потом они, конечно, нас задавили массой. Прошлось сдаться. А ведь можно было еще сопротивляться, был еще порох в пороховницах, но мужиков отвлекли на войну - мол, танки, самолеты, корабли... Пока мужики в войну играли, женщины и приняли в Квебеке закон, что они тоже люди. А теперь уже поздно, не получается, к сожалению, назад отыграть. Ничего, может, ещё наладится...

Пушкина Ольга комментирует...

Наталья, сама возмущаюсь :) А вон Boreal пишет, у них в Квебеке еще хуже с этим делом.

Boreal, да каких мужиков на войну отвлекли-то?! Я вот читала, что мужики ваши:) квебекские отказывались на войну отправляться в Европу, что типа "наша хата с краю"!
Гы... Boreal, так а вдруг "наладится", так женщины перестанут работать (пироги там, плюшки) - Вам же в два раза больше работать придется!!! Так что я бы подумала бы!
-------------------------
YaniQC, сорри, но наш единственный свободный диван уже давно забронирован гостями на олимпиадные дни.

Non комментирует...

Во-первых, Оля, может, и не хуже, а лучше, я же не говорю, что "хуже".

Если серьезно, то по правам женщин надо избегать путаницы. Дело в том, что термин "личность" неверен. Person - в юридическом смысле, просто "дееспособный человек". То есть, не признавалась дееспособность. Почему? Потому что (отбросив размышления про превосходство мужчин над женщинами), женщина, если она после кончины мужа унаследует его деньги, может стать объектом пристального интереса мошенников и бандитов. А если она не "персон", то эти деньги защищает государство (и дом, и детей и т.д.). Голосовать нельзя? Потому что женщину легче купить или принудить к голосованию за "нужного" кандидата по разным причинам, ключая шантаж и угрозы. Но не потому, что она глупее. Как видим, даже краткое изложение причин отказа в праве на "персону" уже показывает, что ситуация сложнее, чем кажется. Именно поэтому Квебек взял 20 лет после Канады на то, чтобы создать сначала структуру социальную, где женщина самостоятельна, защишена и независима, и только потом дал ей право голоса.

По поводу войн. Да, квебекцы всегда были против того, чтобы их заставляли идти воевать за британскую корону. Не потому, что "моя хата с краю", а потому, что "мы не собираемся выполнять приказы королевской власти, империалитсов и капиталистов. Нет войне".

Однако, всегда подчеркивалось, что ДОБРОВОЛЬНОЕ участие только приветствуется - когда квебекец решил, что это правильно - идти на войну (из-за денег или из-за идеологии - не суть важно).

Поэтому самый первый полк, высадившийся в Нормандии 19 августа 1942 года, в день, когда немцы вышли к Сталинграду, был не просто канадским, а квебекским. Этот полк потерял две трети бойцов убитыми во время десанта. Его командир - полковник Менар, был ранен в десанте пять раз за один день. И все солдаты и офицеры были франкоканадцами. И все добровольцами. И тех, кто ранеными вернулся в сентябре 1942 года в Квебек, несли на руках от порта до госпиталя, не дав машинам их забрать. А на войну ушло столько народу добрвольно, что это был единственный период в истории Канады и Квебека, когда 400 тысяч женщин встали у станков заводов. Но тех, кто на войну идти не хотел, общество защищало и трусами не считало - не заставляйте нас, каждый квебекец имеет право на выбор! Так что, Оля, всё гораздо сложнее, но это серьезная тема, конечно.

Но прав женщинам много дали. Почему это я не могу остановить автобус в темное время суток вне остановки, а она может? Я, может, тоже хочу иметь право попросить у шофера остановиться. А ещё они котлеты не любят готовить, мол, сам жарь.